Уважаемые родители!
C 1 сентября 2011 года в нашей школе, как и во всех школах России, реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых 2 результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Педагогами школы разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Одним из новшеств стандартов, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеурочной деятельности. На нее отводится десять часов в неделю. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований.
Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общекультурное,
- общеинтеллектуальное.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников уже с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Педагогами школы накоплен опыт оценивания текстовых умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Школа работает по программе «Школа 2100», «Школа России». Все эти программы соответствуют требованиям ФГОС.
В связи с введением ФГОС для учащихся первых классов организован следующий режим работы - учебные занятия с 8.00 до 11.35.
Применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый,
со второй четверти 4 урока по 35 минут каждый,
со второго полугодия 4 урока по 45 мин.
В середине дня прогулка.
Внеурочная деятельность с 12.30 до 14.00.
Организовано двухразовое горячее питание (завтрак, обед).